В Торе сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его;» (Исх. 20:8) Обратите внимание на эти слова: "чтобы святить его".
Далее мы читаем: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх. 20:9-11)
У Исайи есть такие строки: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою (радостью, ивр.: онег), святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.» (Ис. 58:13-14)
Шабат - это отрада, радость, святой день Господа! Цель шабата - святить его. В чем должна проявляться святость?
- Благодарить, благословлять Б-га, прославлять Имя Его. Левиты должны были «каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них, - постоянно пред лицем Господа,» (1 Пар. 23:30-31);
- не заниматься обычными делами;
- не угождать своей прихоти;
- не пустословить.
Святость проявляется также в праведности, справедливости, добродетельности: «... и Бог Святый явит святость Свою в правде (цедака).» (Ис. 5:16)
Беззаконие и шабат - несовместимы: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!» (Ис. 1:13)
В книге Неемии рассказывается: «В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил [им] в тот же день, когда они продавали съестное. И Тиряне жили в [Иудее] и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме. И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев [Его] на Израиля, оскверняя субботу. После сего, когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до [утра] после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу. И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний.» (Неем. 13:15-22)
Шабат - это знамение между Б-гом и Его народом: «скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;» (Исх. 31:13)
«и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.» (Исх. 31:16-17)
Обратите внимание на слова: "завет вечный". Шабат - это завет вечный!
В тысячелетнем царстве все люди будут соблюдать шабат: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.» (Ис. 66:23)
Наш Мессия Иешуа соблюдал шабат:
«Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.» (Лук. 4:15-16)
«И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.» (Марк. 1:21)
«В одной из синагог учил Он в субботу.» (Лук. 13:10)
Иешуа - Господин шабата. «... Сын Человеческий есть господин и субботы.» (Мф. 12:8)
Можно ли в шабат делать добро?
«И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.» (Мф. 12:10-12)
Иешуа не нарушил заповедь (мицву) о шабате. Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.» (Мф. 5:17-18)
Ученики Его также соблюдали шабат:
13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. 14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. 15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. 16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. (Деян.13:13-16)
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. 2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, 3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. (Деян.17:1-3)
1 После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; 2 И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, - потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, - пришел к ним, 3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. 4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. 5 А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. (Деян.18:1-5)
«Посему для народа Божия еще остается субботство.» (Евр. 4:9)
Традиции шабата
Цедака (благотворительность)
Перед началом шабата в еврейских семьях в специальную копилку опускается цедака.
КОПИЛКА ДЛЯ ЦЕДАКИ
''С давних времен у евреев существует обычай держать в доме, на видном месте специальную копилку благотворительности - <купат цедака> или, на идише, <а цдоке пушке>. В нее опускают мелкую монету перед утренней молитвой, перед дальней дорогой или по возвращении в родной дом из дальнего пути. В эту копилку опускают пожертвование, когда хотят поблагодарить Вс-вышнего или просят о помощи. Хозяйка дома опускает в нее несколько монет каждую пятницу, перед зажиганием субботних свечей. Когда копилка переполняется, ее содержимое отдается на благотворительные цели.'' (Беседы на темы недельных глав Торы. Издательство ХАМА 5755 (1995) http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/besedy/behar.htm) "Традиция цедаки (праведности) является фундаментальной частью еврейской жизни. Существует много форм праведного поведения, но благотворительность является среди самых основных. Благотворительность обязательна в еврейской традиции, поскольку бедные нуждаются в ней. Благотворительность - это лучший путь отметить симху (какое-либо радостное событие) ... (Копилка для цедаки) может быть найдена почти в каждом еврейском доме, и по традиции дети дают деньги каждую неделю перед наступлением шабата, (необходимо) учить их заповеди о цедаке." http://scheinerman.net/judaism/rituals/tzedakah.html)
Важно понять, что цедака - это то, как на практике понимают иудеи необходимость заботы о бедном. Это очень неплохая традиция, которая могла бы быть полезной для всех верующих в Иешуа!
В ТаНаХе читаем:
«правды (цедек), правды (цедек) ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.» (Втор. 16:20)
«Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь.» (Пс. 40:2)
«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.» (Прит. 19:17)
Зажигание свечей (хадлакат нерот)
После сотворения неба и земли Б-г создал свет. Потому мы зажигаем свечи.
За 18 минут до захода солнца хозяйка дома зажигает две свечи (или более), символизирующие два аспекта заповеди о шабате: "храни" ("шамор!") и "помни". ("захор!"). Затем хозяйка дома закрывает глаза, произносит браху (благословение). "Движением рук над свечами мы как бы "вносим свет" в наш дом в честь наступающего Шабата." (Шабат: остров покоя. Джойнт, Иерусалим, 1993, с.15).
"Шалом алейхем" ("мир вам")
Эта песня, которую поют в еврейских семьях в эрев шабат, - об ангелах, ангелах Всевышнего, посланцах Царя Царей.
Благословение детей
Благословение детей в шабат - это давняя еврейская традиция.
Иаков благословил своих внуков, Эфраима и Менаше:
«И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли.» (Быт. 48:13-16)
«И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии.» (Быт. 48:20) Моше благословил сыновей Израилевых (Втор. 33).
Благословляют детей благословением Аарона: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе шалом (мир)!» (Чис. 6:24-26)
Благословляют сыновей так:
"Да уподобит тебя Бог Эфраиму и Менаше. Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе шалом!»
Благословляют дочерей так:
"Да уподобит тебя Бог Саре, Ривке, Рахели и Лее. Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе шалом!»
"Эшет-хайил" (Мишлей 31)
Каждый эрев шабат до киддуша муж читает своей жене Мишлей 31 (Притчи 31).
«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. Муж ее известен в воротах совета, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их". Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее в воротах совета дела ее!» (Прит. 31:10-31) "Эшет хайил" украшает не только еврейскую, но и христианскую традицию. В Англии, например, "Эшет хайил" входит даже в школьную программу для девочек." (Шабат: остров покоя. Джойнт, Иерусалим, 1993, с.22).
В некоторых семьях читается псалом 111: «Алелуйа. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих. Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе. Нечестивый увидит [это] и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.» (Пс. 111:1-10)
Киддуш (освящение)
Киддуш - это освящение шабата. Хозяин дома произносит следующую браху (благословение) над вином (при этом хала (плетеная булка) покрыта салфеткой):
Барух Ата Адонай Элоhейну Мелех hа-олам боре при hа-гафен
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который творит плод виноградной лозы.
Ха-моци (благословение над халой)
Браха:
Барух Ата Адонай Элоhейну Мелех hа-олам hа-моци лехем мин hа-арец.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, производящий хлеб из земли.
"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям!
Затем проводится трапеза, во время которой можно пообщаться, спеть песни (напр., "Осэ шалом", "Йисмеху hа-шамаим","Ам Йисраэль хай", "Хине ма тов" и др.), потанцевать.
После трапезы читается благословение "Биркат ха-мазон" (перед ним поется псалом 125).
Когда мы используем традиционные брахот, следует в конце каждой брахи добавить: мы молимся во имя Иешуа Мессии (бе-шем Иешуа ha-Машиах). Амен.