ГлавнаяРегистрацияВход ОрХаОлам Воскресенье, 12.05.2024, 21:27
  Приветствую Вас Гость | RSS

 
 Главная » 2009 » Июль » 5 » ШАБАТ
ШАБАТ
22:32
В Торе сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его;» (Исх. 20:8) Обратите внимание на эти слова: "чтобы святить его". 

Далее мы читаем: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх. 20:9-11) 

У Исайи есть такие строки: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою (радостью, ивр.: онег), святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.» (Ис. 58:13-14) 

Шабат - это отрада, радость, святой день Господа! Цель шабата - святить его. В чем должна проявляться святость? 

- Благодарить, благословлять Б-га, прославлять Имя Его. Левиты должны были «каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них, - постоянно пред лицем Господа,» (1 Пар. 23:30-31); 

- не заниматься обычными делами;

- не угождать своей прихоти;

- не пустословить.

Святость проявляется также в праведности, справедливости, добродетельности: «... и Бог Святый явит святость Свою в правде (цедака).» (Ис. 5:16)

Беззаконие и шабат - несовместимы: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!» (Ис. 1:13)

В книге Неемии рассказывается: «В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил [им] в тот же день, когда они продавали съестное. И Тиряне жили в [Иудее] и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме. И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев [Его] на Израиля, оскверняя субботу. После сего, когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до [утра] после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу. И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний.» (Неем. 13:15-22)

Шабат - это знамение между Б-гом и Его народом: «скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;» (Исх. 31:13)

«и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.» (Исх. 31:16-17)

Обратите внимание на слова: "завет вечный". Шабат - это завет вечный!

В тысячелетнем царстве все люди будут соблюдать шабат: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.» (Ис. 66:23) 

Наш Мессия Иешуа соблюдал шабат:  

«Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.» (Лук. 4:15-16) 

«И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.» (Марк. 1:21) 

«В одной из синагог учил Он в субботу.» (Лук. 13:10) 

Иешуа - Господин шабата. «... Сын Человеческий есть господин и субботы.» (Мф. 12:8) 

Можно ли в шабат делать добро?

«И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.» (Мф. 12:10-12) 

Иешуа не нарушил заповедь (мицву) о шабате. Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.» (Мф. 5:17-18) 

Ученики Его также соблюдали шабат: 

13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но
Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в
синагогу в день субботний, сели.
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им:
мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога!
послушайте. (Деян.13:13-16) 

1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была
Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из
Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из
мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
(Деян.17:1-3) 

1 После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;
2 И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно
пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, - потому что Клавдий повелел
всем Иудеям удалиться из Рима, - пришел к ним,
3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было
делание палаток.
4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
5 А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом
свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос.
(Деян.18:1-5) 

«Посему для народа Божия еще остается субботство.» (Евр. 4:9) 


Традиции шабата 

Цедака (благотворительность) 

Перед началом шабата в еврейских семьях в специальную копилку опускается цедака.  

КОПИЛКА ДЛЯ ЦЕДАКИ

''С давних времен у евреев существует обычай держать в доме, на видном месте специальную копилку благотворительности - <купат цедака> или, на идише, <а цдоке пушке>. В нее опускают мелкую монету перед утренней молитвой, перед дальней дорогой или по возвращении в родной дом из дальнего пути. В эту копилку опускают пожертвование, когда хотят поблагодарить Вс-вышнего или просят о помощи. Хозяйка дома опускает в нее несколько монет каждую пятницу, перед зажиганием субботних свечей. Когда копилка переполняется, ее содержимое отдается на благотворительные цели.'' (Беседы на темы недельных глав Торы. Издательство ХАМА 5755 (1995)
http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/besedy/behar.htm)  
"Традиция цедаки (праведности) является фундаментальной частью еврейской жизни. Существует много форм праведного поведения, но благотворительность является среди самых основных. Благотворительность обязательна в еврейской традиции, поскольку бедные нуждаются в ней. Благотворительность - это лучший путь отметить симху (какое-либо радостное событие) ... (Копилка для цедаки) может быть найдена почти в каждом еврейском доме, и по традиции дети дают деньги каждую неделю перед наступлением шабата, (необходимо) учить их заповеди о цедаке." http://scheinerman.net/judaism/rituals/tzedakah.html) 

Важно понять, что цедака - это то, как на практике понимают иудеи необходимость заботы о бедном. Это очень неплохая традиция, которая могла бы быть полезной для всех верующих в Иешуа!  

В ТаНаХе читаем:

«правды (цедек), правды (цедек) ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.» (Втор. 16:20)

«Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь.» (Пс. 40:2)

«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.» (Прит. 19:17) 

Зажигание свечей (хадлакат нерот)  

После сотворения неба и земли Б-г создал свет. Потому мы зажигаем свечи. 

За 18 минут до захода солнца хозяйка дома зажигает две свечи (или более), символизирующие два аспекта заповеди о шабате: "храни" ("шамор!") и "помни". ("захор!"). Затем хозяйка дома закрывает глаза, произносит браху (благословение). "Движением рук над свечами мы как бы "вносим свет" в наш дом в честь наступающего Шабата." (Шабат: остров покоя. Джойнт, Иерусалим, 1993, с.15). 


"Шалом алейхем" ("мир вам") 

Эта песня, которую поют в еврейских семьях в эрев шабат, - об ангелах, ангелах Всевышнего, посланцах Царя Царей. 


Благословение детей 

Благословение детей в шабат - это давняя еврейская традиция. 

Иаков благословил своих внуков, Эфраима и Менаше: 

«И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли.» (Быт. 48:13-16)

«И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии.» (Быт. 48:20)
Моше благословил сыновей Израилевых (Втор. 33). 

Благословляют детей благословением Аарона: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе шалом (мир)!» (Чис. 6:24-26) 

Благословляют сыновей так: 

"Да уподобит тебя Бог Эфраиму и Менаше. Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе шалом!» 

Благословляют дочерей так: 

"Да уподобит тебя Бог Саре, Ривке, Рахели и Лее. Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе шалом!» 


"Эшет-хайил" (Мишлей 31) 

Каждый эрев шабат до киддуша муж читает своей жене Мишлей 31 (Притчи 31). 

«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. Муж ее известен в воротах совета, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их". Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее в воротах совета дела ее!» (Прит. 31:10-31)
"Эшет хайил" украшает не только еврейскую, но и христианскую традицию. В Англии, например, "Эшет хайил" входит даже в школьную программу для девочек." (Шабат: остров покоя. Джойнт, Иерусалим, 1993, с.22). 

В некоторых семьях читается псалом 111: «Алелуйа. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих. Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе. Нечестивый увидит [это] и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.» (Пс. 111:1-10) 


Киддуш (освящение) 

Киддуш - это освящение шабата. Хозяин дома произносит следующую браху (благословение) над вином (при этом хала (плетеная булка) покрыта салфеткой): 

Барух Ата Адонай Элоhейну Мелех hа-олам боре при hа-гафен 

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который творит плод виноградной лозы. 

Ха-моци (благословение над халой) 

Браха: 

Барух Ата Адонай Элоhейну Мелех hа-олам hа-моци лехем мин hа-арец. 

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, производящий хлеб из земли. 

"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)

Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям!

Затем проводится трапеза, во время которой можно пообщаться, спеть песни (напр., "Осэ шалом", "Йисмеху hа-шамаим","Ам Йисраэль хай", "Хине ма тов" и др.), потанцевать.  

После трапезы читается благословение "Биркат ха-мазон" (перед ним поется псалом 125). 

Когда мы используем традиционные брахот, следует в конце каждой брахи добавить: мы молимся во имя Иешуа Мессии (бе-шем Иешуа ha-Машиах). Амен.  





Просмотров: 1426 | Добавил: Shindler | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Форум Миссионерской школы "Свет на Востоке"
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     



    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    Рейтинг Сайтов YandeG

    Rambler's Top100